Мой первый школьный университет

         Уже несколько лет МБОУ гимназия №1 города Кузнецка наряду со школами из других регионов реализует общероссийские пилотные проекты "Немецкий - первый второй иностранный", раннее обучение "Немецкий язык с зайчишкой Хансом", "Лаборатория талантов: немецкий язык для юных исследователей", "Немецкий язык для профессии и карьеры".

Высокой степенью новизны отличается программа курса внеурочной деятельности "Немецкий язык с Детским онлайн - университетом (Kinderuni)", основанного на предметно-языковом интегрированном подходе к изучению иностранного языка (CLIL = Content and Language Integrated Learning), популярном во многих странах мира. Язык при таком подходе выступает не только как предмет освоения, но и используется как средство преподавания и изучения нового неязыкового содержания.

После обучающего семинара с мультипликаторм ГИ Пахмутовой Е.А. пять учителей города Кузнецка стали участниками пилотирования программы внеурочной деятельности и учебных материалов Kinderuni. Среди них учителя гимназии Серебрякова Е.В., Куклова К.А., Бахтурова Ю.В. и региональный координатор Давыдова О.В.. Программа курса легла в основу школьного языкового лагеря в дни осенних и весенних каникул. Опыт пилотирования показал, что программа курса хорошо для этого подходит. Целевая группа - обучающиеся 4-6 классов.

После открытия лагеря все участники были зачислены в студенты детского онлайн университета. Каждый получил зачётную книжку, в которой отражаются личные успехи и достижения. Занятия представляют собой заседания научного общества. Видео-лекции на трех факультетах (человек, природа, техника) ведут профессор Эйнштейн и его ассистентка Фрау Шлау, многофункциональный дрон Иоганн Вольфганг 3000 или просто Иово. В проведении лекций помогает известный немецкий актер и конозвезда Кристоф Биманн и его знаменитые исследовательские фильмы. Здесь юные исследователи могут узнать, как делают воздушные шарики и мармеладных мишек, как работает автопилот, почему шумит ракушка и многое другое. При этом можно выучить сотни немецких слов и стать настоящим языковедом. Обучение происходит через исследование. Короткие научно-популярные видеосюжеты с сайта "Детского онлайн-университета" позволяют обучающимся погрузиться в проблему, а затем в ходе самостоятельной исследовательской деятельности в сопровождении учителя они углубляют знания в обозначенной в сюжете области и приобретают собственный практический опыт.

По мнению учеников, родителей и учителей, положительный эффект от проведения курса заключается в расширении кругозора, в самовыражении каждого ученика (не в языке, так в творчестве), в достижении личностного результата каждым учеником. Участники понимают, зачем нужен язык - не просто читать и переводить, а с помощью языка познавать окружающую действительность.

Пилотирование курса имеет и вполне измеримые результаты. 20 человек из этой группы успешно сдали 27 апреля 2019 года языковой экзамен и получили международные сертификаты Fit in Deutsch 1. По итогам учебного года повысилась успеваемость в группе немецкого языка. Дети, посещающие курс, успешно справились с промежуточной аттестацией. Группа обучающихся за год не только не уменьшилась, но даже наоборот, увеличилась (20 осенью, 27 весной).  Обучающиеся гимназии успешно участвовали в конкурсах ПГУ, в открытой Всероссийской акции "Tolles Dikat", в конкурсах Гёте-института. Студенты курса будут выступать на августовской педагогической конференции 2019 и на школьных днях науки в наступающем учебном году.

После проведения открытых занятий о проекте узнали коллеги из других школ, учителя-предметники высказали желание использовать предложенные материалы и опыт работы на своих уроках. Учителя гимназии выступили на заседании городского МО учителей немецкого языка, рассказав об интересном и очень мотивирующем способе изучения немецкого языка. Давыдова О.В. и Куклова К.А. успешно прошли конкурсный отбор и приглашены на обучающий семинар "CLIL на уроках немецкого языка" в город Москва 23 - 25.08.2019 г.

Родители были заинтересованы, с удовольсвием смотрели фото- и видеоотчёты на школьном сайте, на родительских собрания учителя часто слышали от них слова благодарности.

На одном из собраний у родителей возник вопрос: "А где же здесь немецкий язык?" Отвечая, следует обратить внимание на то, что же означает "владеть иностранным языком". Дети с рождения начинают изучать тот язык (или те языки), на которм говорят окружающие их люди. Первое, что учится делать их мозг - это не говорить, а понимать изучаемый язык. Для того, чтобы приобретать знания, познавать мир, главенствующую роль играет не говорение и письмо (продуктивные виды речевой деятельности), а понимание чужих высказываний на слух и чтение (рецептивные виды речевой деятельности). Цель курса - не научить детей бытовому общению на иностранном языке, а показать, что иностранный язык - это важный инструмент для приобретения знаний (дополнительно к родному языку).

После завершения пилотирования все материалы курса находятся в свободном доступе, их можно бесплатно скачать по ссылке https://www.goethe.de/ins/ru/de/spr/eng/kin/kin/leh/ext.html